черная педагогика

Алис Миллер
Книги - «В начале было воспитание» и «Драма одаренного ребенка и поиск собственного я»

«Родители меня никогда не хвалили, всегда подчеркивали, что можно было сделать и лучше. Часто сравнивали со сверстниками не в мою пользу, но, все это потому, что они меня очень любили и хотели, чтобы я был(а) лучше»

Часто эти реплики принадлежат некогда прилежным ученикам, бывает отличникам, сейчас же (в 30-40-45 лет) чувствующих неуверенность внутри себя. Внутренне они часто сравнивают себя с другими – понимая, что с задачами справляются лучше, однако добились меньше. Они испытывают досаду, но продолжают как будто бояться поднять голову и заявить о себе. Внутри их драма - они способны и умны, но слишком прилежны, их внутренний критик слишком строг.

Книга Алис Миллер «В начале было воспитание» поможет понять истинные причины строгого и критикующего поведения родителей и построить связи - как полученное в детстве «воспитание» отзывается на внутренних желаниях, отношениях с другими людьми (на работе, с близкими, детьми), а также низкой самооценке уже во взрослом возрасте.

Книга «Драма одаренного ребенка и поиск собственного я» помогает простроить параллели между детским опытом и депрессивным состоянием (либо чувством величия) во взрослом возрасте.

Прежде всего, я бы порекомендовала прочитать эти книги людям -

  • Желающих разобраться с причинами внутренней неуверенности и лучше понять себя;
  • Тем, кто уже начал путь поиска и осмысления.

Безусловно, книги также будут полезны для прочтения родителям - они не только помогают осмыслить потребность общества «воспитывать» в строгости и добиваться послушания детей, но и понять, что же стоит за каждой конкретной «воспитательной ситуацией». Сам тезис Алис Миллер, что воспитание было придумано, чтобы защитить взрослых/родителей от маленьких деспотов (детей), уже заставляет задуматься.

Ну, и, конечно, особый профессиональный интерес данные книги представляет для психологов и педагогов.

О чем?

Книга «В начале было воспитание» достаточно детально описывает основные принципы «черной педагогики». Основной посыл, который можно вынести – "классическая педагогика призвана защитить взрослого от ребенка, а также легитимизировать возможность выместить родителю свои детские обиды и унижения на ребенка". Фактически посредством «воспитания» родитель вымещает/разыгрывает все негативные чувства, которые накопились у него к своим родителям.

В результате достижения полного послушания (путем психологического или психического насилия) человек лишается своей самости, он не способен слышать свои желания, и проявление эмоций (особенно негативных) находится под строжайшим запретом. Он становится прилежным, послушным, сначала для родителей, потом для руководителей и других властных фигур. Вырастая, такой ребенок не может чувствовать, не может быть счастливым.

Несмотря на то, что книга «В начале было воспитание» впервые опубликована в 1979 году, она актуальна и сегодня, в «золотой век ребенка». И, хотя, общество как будто повернулось в сторону ребенка – сейчас официально запрещены телесные наказания и унижения детей, детьми стало принято заниматься, всячески рекламируется культ счастливого детства, нам демонстрируется образ хороших и любящих родителей - наше общество уходит глубоко корнями в традиции «черной педагогики».

Поэтому, как бы не хотели родители быть любящими, на самом деле это удается достичь не так часто (т.к. травма была получена родителями в их детские годы и сейчас передается из поколения в поколение как «горячая картошка»). Сложность в том, что любить ребенка нельзя научиться просто так - когнитивно, прочитав несколько книг, или прослушав соответствующие семинары – любовь приходит другим путем, через освобождение собственных чувств. Неспособность родителей соответствовать социальной планке – провоцирует у них чувство вины, которое в свою очередь прекрасно монетизировало обществом – дорогие игрушки, развлечения и даже престижное образование – это все социальные атрибуты хорошего родителя.

Кроме того, школьная система образования по-прежнему требует от учеников быть прилежными, и тем самым способствует избавлению детей от индивидуальности - делая их мыслящими однотипно, послушными и легкоуправляемыми. Конечно, телесные наказания со стороны учителей теперь под запретом, однако манипулирование и психологическое давление никуда не делось.

Чтобы легче осмыслить, я бы порекомендовала читать книги в обратном хронологическом порядке их написанию, т.е. сначала книгу «В начале было воспитание», а уже затем «Драма одаренного ребенка и поиск собственного я».

Приятного прочтения и интересных открытий!


ХОТИТЕ БОЛЬШЕ?
ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ :)
facebook
интересно быть в курсе новостей?

Подпишитесь на рассылку, оставив адрес электронной почты ниже.

Ваш email